Святого священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского
Закон нравственный обязывает нас прилагать попечение о ближних наших, способствовать их внутреннему совершенству, умственному и нравственному, и внешнему благосостоянию, но этого требования закона мы не можем удовлетворительно исполнить, если не будем достаточно знать ближних наших. Познание ближних наших должно быть истинное, полное и разумное. Истинное, то есть такое, каким изображается человек в слове Божием и в учении Православной Церкви, согласное с учением здравого разума и с самой действительностью; полное, то есть такое, которое изображало бы человека как существо духовно-чувственное, с его хорошими и худыми качествами,— познание целостное; разумное, то есть такое, которое способствовало бы нам к усовершенствованию и служило бы к лучшему исполнению обязанностей наших к себе самим, к ближним нашим и к Богу.
От истинного познания ближних наших должно происходить уважение к ним, ибо познание это открывает нам, что все ближние наши имеют одну с нами природу, в которой Бог запечатлел Свой образ и подобие; у всех христиан один Господь и Искупитель, одна вера, одно предназначение. Уважение наше к другим, различаясь в степени и мере, сообразно достоинству людей по отношению их к нам, не должно быть чуждо никому из людей; относясь преимущественно к душевным качествам их, оно не оставляет без внимания и внешние — силу, мужество, благородство. Уважение наше к другим должно быть не из тщеславия, чтобы прослыть людьми гуманными, не из корысти и иных личных выгод, но по чистой любви к ним, растворенной снисхождением ко всем, не исключая и врагов наших, должно быть благожелательное, выражающееся не в словах только одних и внешних приличиях, но в добрых делах на пользу их, от чистого сердца1.
В каком бы виде ни обнаруживалось неуважение и презрение наше к ближним — в мыслях ли, в словах, в обращении и внешних поступках,— оно предосудительно и есть тяжкий грех, который подвергает нас ответственности пред Богом, вредит душе нашей, лишая ее благодати Божией, и, что всего важнее, подвергает нас опасности погибнуть2.
Святитель Иустин Полянский
21 липня 2017 року (8 липня ст.ст.)
(1 Кор. 7: 35-—8: 7; Мф. 15: 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном — оно первое. Оно замечает худое и предаёт его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Неудивительно потому, что духовная жизнь во всём своём объёме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании это одно и то же. Как дорого потому навыкнуть вниманию!
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. По своей иконографической композиции она принадлежит к типу, именуемому Одигитрия (Путеводительница). На иконе изображена Пресвятая Богородица, Которая держит Богомладенца Иисуса на левой руке, обращенного лицом к молящимся; правой рукой Иисус благословляет. В отличие от других, более древних икон типа Одигитрия, глава Богородицы на Казанской Ее иконе наклонена влево, будто Божия Матерь хочет что-то поведать Своему Сыну.
Святого великомученика Прокопия. И святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Явление образа Пресвятой Богородицы во граде Казани
В обществе людей жизнь общественная стройно и добропорядочно может идти лишь тогда, когда все члены общества и каждый, в частности, будут исправно проходить обязанности своего звания. Отсюда следует, что никто, хотя бы и всем обеспеченный человек, не вправе отказываться от того или другого полезного занятия в определенном звании, которое бы усовершало его и делало достойным Царствия Небесного. Избирая звание, какое угодно Богу и благословляется Святой Церковью и наиболее полезно для нашего спасения, сообразно нашим силам, способностям и средствам, должно проходить оное с должным усердием, не пред очима точию начальников или властей трудясь и работая, но как пред Богом — в той уверенности, что проходимое нами звание назначено от Бога, что усердное и добросовестное исполнение обязанностей звания, доставив наиболее существенную пользу ближним нашим и нам самим честь и уважение от других, послужит к нашему спасению.
20 липня 2017 року (7 липня ст.ст.)
(1 Кор. 7:24-35; Мф. 15: 12-21). Из сердца исходят злые помыслы. В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определённый вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки всё, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто на дереве оборвал листья, обсёк ветви и сучья и ствол отрубил почти до корня. Затем не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: т.е. не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй; и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: Трезвитесь и бодрствуйте... Внимайте себе... Препояшьте чресла*помышлений ваших (1 Пет. 1:13,5:8). При внимании надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе, внушаемое сердцем, исполнять должно. Что истинно — должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение — садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.
Святитель Феофан Затворник
* Чресла — поясница, бедро. — Ред.