Преподобных отец наших Фомы, иже в Малей, и Акакия, о котором повествуется в «Лествице»
Поелику христианин должен беречь свое здоровье, чтобы быть в состоянии исполнять свои обязанности, то совершенно справедливо заботиться ему о пище, питии, одежде, жилище и довольстве своей жизни. Только заботы эти у христианина не должны простираться до желания излишнего. Если же Бог посылает довольство и избыток — благодарить Его за то и употреблять избыток во славу Божию и на пользу ближних1. Позволительны христианину и удовольствия, но такие, которые могли бы не удалять нас, но приближать к Богу. Христианин не должен искать утех и удовольствий в тех суетных предметах, в которых ищут и находят люди века сего, но черпать радость для себя в усердном и постоянном служении Господу, в хождении пред Ним в законе Его день и ночь, в общении между собою, или в богоугодной, святой дружбе, в беседах чистых и назидательных, в созерцании красот видимой природы, в псалмопении, в молитве — словом, в том, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвалъна, аще кая добродетель и аще кая похвала...2
19 липня 2017 року (6 липня ст.ст.)
(1 Кор. 7: 12-24; Мф. 14:35 — 15: 11). Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Господь сказал это не потому, чтобы Он не благоволил к посту или считал его ненужным для нас, — нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей Святой установил посты; а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не по- блажая её пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведён под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгореть. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птице подняться от земли.
Святитель Феофан Затворник
Преподобного отца нашего Сисоя Великого
Обязанности христианина в отношении тела состоят в том, чтобы поддерживать его жизнь и здоровье, а для этого — хранить его в чистоте и целомудрии. Поддерживать свою жизнь и здоровье телесное мы обязаны из-за важности самого назначения своей земной жизни, которая дана нам Богом для целей вечных, и из-за достоинства самого тела, которое составляет существенную часть нашей природы и орудие души, для совершения ею своих действий. Тело наше прославлено и возвышено таинством искупления, по силе которого оно сделалось как бы частью и членом Самого Господа Спасителя и удостоилось быть храмом Духа Святаго.
18 липня 2017 року (5 липня ст.ст.)
(1 Кор. 6:20 — 7: 12; Мф. 14: 1-13). Дошёл слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? — Совесть. От неё не спрячешь бессовестных дел, суда её ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоил себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила своё, и речей её не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет перечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времён и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло — не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски — естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.
Святитель Феофан Затворник
Преподобный Афанасий Афонский
Преподобный Афанасий Афонский, в святом Крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде. Его отец происходил из Антиохии, а мать из Колхиды. Рано осиротев, мальчик воспитывался у одной благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре превзошел в науках своих сверстников.