Преподобных отец наших Фомы, иже в Малей, и Акакия, о котором повествуется в «Лествице»
Поелику христианин должен беречь свое здоровье, чтобы быть в состоянии исполнять свои обязанности, то совершенно справедливо заботиться ему о пище, питии, одежде, жилище и довольстве своей жизни. Только заботы эти у христианина не должны простираться до желания излишнего. Если же Бог посылает довольство и избыток — благодарить Его за то и употреблять избыток во славу Божию и на пользу ближних1. Позволительны христианину и удовольствия, но такие, которые могли бы не удалять нас, но приближать к Богу. Христианин не должен искать утех и удовольствий в тех суетных предметах, в которых ищут и находят люди века сего, но черпать радость для себя в усердном и постоянном служении Господу, в хождении пред Ним в законе Его день и ночь, в общении между собою, или в богоугодной, святой дружбе, в беседах чистых и назидательных, в созерцании красот видимой природы, в псалмопении, в молитве — словом, в том, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвалъна, аще кая добродетель и аще кая похвала...2
Несчастья и бедствия одни зависят от нас самих, а другие посылаются на нас Промыслом Божиим. Коль скоро христианин примечает, что несчастья и бедствия постигли его по собственной его вине как праведное наказание за его пороки и преступления, он должен, нимало не медля, оставить путь порока и обратиться ко Господу с истинным и нелицемерным покаянием и с молитвою о прощении грехов3 и должен постараться загладить проступки, сделанные им в греховном неведении, например вознаградить вред и убыток обиженных им, примириться с врагами и с усердием посвятить себя делам благочестия. Усердствуя и молясь, он переменит гнев Божий на милость и милосердием Божиим избавится от гнетущих его несчастий4. Несчастья, посылаемые от Бога, тем легче и благодушнее христианин должен переносить, чем тверже и несомненнее уверен, что в мире сем ничто без Промысла Божия не совершается, что Бог посылает несчастья на людей не иначе, как только по любви Своей к ним и для их же пользы5. А потому христиане, страдая по воле Божией, не только не должны смущаться, жалеть о себе или роптать на Бога, но еще должны благодарить и прославлять Бога. Несчастья полезны как для грешных, так и для святых. Путь креста есть путь Христов и христианский, без него нет спасения.
Святитель Иустин Полянский
1 См.: Евр. 13, 16.2 Флп. 4, 8,3 См.: Ис. 1, 16-20.4 См.: Иона 3, 3-Ю,5 См.:Евр. 12, 6.