Святого великомученика Прокопия. И святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Явление образа Пресвятой Богородицы во граде Казани
В обществе людей жизнь общественная стройно и добропорядочно может идти лишь тогда, когда все члены общества и каждый, в частности, будут исправно проходить обязанности своего звания. Отсюда следует, что никто, хотя бы и всем обеспеченный человек, не вправе отказываться от того или другого полезного занятия в определенном звании, которое бы усовершало его и делало достойным Царствия Небесного. Избирая звание, какое угодно Богу и благословляется Святой Церковью и наиболее полезно для нашего спасения, сообразно нашим силам, способностям и средствам, должно проходить оное с должным усердием, не пред очима точию начальников или властей трудясь и работая, но как пред Богом — в той уверенности, что проходимое нами звание назначено от Бога, что усердное и добросовестное исполнение обязанностей звания, доставив наиболее существенную пользу ближним нашим и нам самим честь и уважение от других, послужит к нашему спасению.
Но для успешного выполнения обязанностей звания христианин должен сохранять свою честь, или доброе мнение о себе в обществе, так, чтобы доброе мнение о нем, правоте его поступков, его постоянных правилах и убеждениях было у всех окружающих его, чтобы о нем всегда отзывались выгодно и уважительно. В случае же несправедливых нападений на честь и доброе имя христианина он должен отражать их законным путем. Честь, основанная на началах нравственных и Евангелии, как добродетель сама в себе служит источником, или побуждением, ко многим добродетелям и весьма резко отличается от честолюбия, основанного на эгоизме или на каких-либо честолюбивых, корыстолюбивых и плотоугодных расчетах и служащего источником многих тяжких пороков. Но общественные преимущества непредосудительны для христианина, когда он, отличаясь пред другими лучшими умственными и нравственными качествами, может руководить других по пути добра и порядка, производить суд и правду в людях, защищать обидимых и гонимых и, таким образом, стоять во главе общества. Естественно, такие люди, светящие другим светом добрых дел, должны пользоваться среди сограждан своих особенным почетом и особенными преимуществами.
... Ему же у бо урок, урок: (а) ему же дань, дань: (а) ему же страх, страх: (и) ему - же честь, честь,— говорит слово Божие1. Обладание богатством, как обладание всяким другим даром Божиим, также не предосудительно для христианина, если он будет законно приобретать его и пользоваться им, а избыток его употребит во славу Божию, на пользу ближних и во спасение своей души. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог, - говорит слово Божие2. Но правильному употреблению богатства противоположно неправильное, которое состоит в любостяжании, когда человек, пристращаясь к богатству, употребляет все способы, и даже незаконные, к приумножению своих сокровищ, в расточительности, когда человек свое имение употребляет на различного рода удовольствия и прихоти, недозволенные или прямо воспрещенные христианину; в скупости, когда человек, собрав имение, не делает из него никакого употребления, ни доброго, ни злого, поставляя себе в удовольствие быть сберегателем и сторожем его, притом почти всегда перенося неудобства, свойственные одной крайней нищете. Бедность, несомненно, полезна, но она полезна преимущественно тогда, когда переносится без ропота и с упованием на Бога, когда человек пользуется уроками ее к своему нравственному исправлению и совершенству, когда побуждается ею к трудолюбию, услужливости, а не предается беспечности и нерадению, тунеядству или же порокам: нетрезвости, лжи, обману, воровству и другим. Есть же снискание велие благочестие с довольством. Ничто же бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем, - похваляет добродетельную бедность святой апостол Павел3.
Святитель Иустин Полянский